Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 09:13

ГУО "Дубровская средняя школа Пуховичского района"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рекомендации психолога для родителей по подготовке ребенка к экзаменам

Рекомендации психолога для родителей по подготовке ребенка к экзаменам

 Взрослому человеку не надо рассказывать, каково это - сдавать экзамены. Но совсем нелишне подсказать, каким образом можно поддержать в этот сложный период собственного ребенка. Вообще, по поводу экзаменов родители часто переживают сильнее, чем дети, и передают им свое настроение, напряжение. А важно настраивать на успех, особенно если ребенок тревожный. Родителям надо самим верить в благополучный исход и убеждать в этом ребенка, тем более что школьные экзамены не так страшны, как кажется - дети сдают их вполне успешно. Вообще сплотитесь вокруг подростка в эти трудные для него дни, всячески демонстрируйте ему дружеское участие, готовность помочь. И никаких семейных "разборок", скандалов - дайте человеку спокойно сдать экзамены.

 Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.

   Напряжение нарастает из-за:

- высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ).

- возникшей угрозы снижения самоценности – в случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я всех подвел», «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.

- неопределенности. Неизвестность и неопределенность всегда пугают больше всего, тем более сейчас из-за сложившейся ситуации в мире и неопределенности самого конечного результата – даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке этот фактор вызывает если не страх, то большое беспокойство.

- необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.

- дефицита времени – недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.

- постоянного накопления эмоционального напряжения – эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.

- высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями . У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

   Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает ослабить эмоциональное напряжение и сохранить хорошее самочувствие и настроение.

Расписание

Есть важное условие, без которого ребенку сложно сдать экзамены, не рискуя здоровьем: режим дня. Спать ребенок должен если и не больше, то никак не меньше обычного, потому что это единственная возможность быстро восстановиться после умственной и эмоциональной нагрузки: лег вечером спать - с утра как новенький. На первый взгляд несколько урезанных ночей не навредят, но у каждого свой запас прочности. Ребенок может начать жаловаться на боли в области сердца, неожиданно свалиться с ангиной или обострением хронической болячки уже после пары сданных такой ценой экзаменов.

Зубрежка

Уважаемые родители! Не заставляйте ребенка запоминать материал так, как лично вам кажется правильным. Если мама, будучи школьницей или студенткой, писала конспекты, это не значит, что ребенок, старающийся «сфотографировать» материал глазами, ленивый и занимается глупостями. Просто у мамы лучше развита механическая память, а у него - зрительная. Ребенок в старшей школе уже примерно понимает, каким каналом памяти пользуется. Переучивать по принципу «мать знает, как лучше» не надо.

Еда

Известный советский психолог Алексей Леонтьев советовал родителям «слегка перекармливать» ребенка в период экзаменов - это снижает нервную возбудимость. Однако при этом снижается и активность головного мозга - не зря ведь говорят, чтосытое брюхо к учению глухо. Есть пища, стимулирующая работу мозга и слегка возбуждающая нервную систему. В период экзаменов ребенку вполне можно разрешать сладости сверх обычного, тем более что шоколад, например, стимулирует синтез серотонина в организме, который обеспечивает активность и хорошее настроение. Таким же эффектом обладают овощи и фрукты, сухофрукты, орехи, рыба, каши, куриная грудка - добавьте все это в рацион экзаменующегося.

Накануне экзамена

Ночь перед экзаменом - святая. Повторение, конечно, мать учения, а зубрежка -палочка-выручалочка не очень способных школяров, но все это не стоит последней предэкзаменационной ночи, проведенной в постели. Особенно это касается сдачи гуманитарных предметов, где успех напрямую зависит от того, насколько хорошо работает голова.

Без таблеток!

Успокоительные перед экзаменом - медвежья услуга: они тормозят активность головного мозга, тревожность, конечно, снижается, но ребенок при этом соображает медленнее, чем хотелось бы. Есть смысл дать мягкое успокоительное перед сном, чтобы сон был крепким - у тревожных детей на фоне стресса часто возникают проблемы с засыпанием. Лучше давать травы (что-то одно или в смеси) - валериану, пустырник, пион, боярышник из расчета 1 капля на 10 килограммов веса.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься?.. Есть две категории таких детей: первая - те кого требуется убеждать, помогать им, даже сидеть рядом, когда они учат. Что ж, так, видимо, и придется делать. Вторая - те, кто учить вообще не хочет. В таком случае, перепробовав все средства, остается сказать: это твой выбор, тебе нести за него ответственность. К сожалению...

Но и не предъявляйте к ребенку завышенных требований, избавьте его от "синдрома отличника". Иначе и до невроза недалеко. Есть простой закон борьбы с тревогой, которому стоит научить ребенка: если можешь делать - делай, если уже не можешь - пусть все идет своим чередом. А оценка... Самое главное дайте понять вашему ребенку, что вы его любите и принимаете не за оценки и успехи, а в любой ситуации, особенно в критической или в ситуации провала – ребенок любим в любом случае! Плохая оценка, даже на экзамене, не может стоять выше здоровья, мира и доверия в вашей семье! Этой установкой снижайте и свои тревоги , и тревоги своего выпускника.

Рекомендации психолога учащимся по подготовке к экзаменам в условиях неопределенности

Заканчивается учебный год, впереди вас ждут экзамены. Пикантности нынешней выпускной и вступительной кампании добавляет тревожная и неопределенная обстановка, вызванная короновирусом. Итак, чем вы можете себе помочь, дорогие выпускники, в этих условиях? Что вы испытываете накануне?

Основные тревоги, страхи и волнения, со слов самих учащихся, выражается:

  • в чувстве изоляции и разобщенности;
  • неопределенности, неизвестности, нестабильности;
  • в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;
  • в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет "своих мыслей в голове";
  • в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время;
  • в растерянности, из-за неумения отделить главное от второстепенного.

Экзамен - это, безусловно, напряжение. Разубеждать вас в этом не станем. Но давайте будем относиться к ним, как к факту в биографии, как к рубежному шагу: через это все проходили, от этого не умирают. Самое главное - не преувеличивать и не преуменьшать его значение.

Вы не можете повлиять на ситуацию в мире, но вы можете повлиять на себя.

С чего начать и как правильно построить работу?

1.    Да, мы с вами не знаем, как будут развиваться ближайшие и дальнейшие события. Но мы точно знаем, что в конце мая вы, дорогие выпускники, заканчиваете обучение в школе и, пройдя выпускные и вступительные экзаменационные испытания, начинаете свою новую взрослую жизнь. Поэтому, не взирая на ситуацию в мире, спокойно готовимся к экзаменам и  придерживаемся принципа: «Делай, что должно, и будь, что будет!».

2.    Практика показывает, что, имея в распоряжении всего несколько дней, следует сначала просмотреть весь материал и распределить его таким образом: за первые два дня надо охватить большую часть, за третий - остальную, четвертый посвятить повторению. Повторять материал желательно ежедневно, так как 20-30% прочитанного на следующий день из памяти улетучивается. Поэтому первые полтора-два часа лучше посвятить тому, чтобы освежить в памяти пройденное накануне.

3.    Учитывайте эффект узнавания. Глядя в текст, порой кажется, что где-то когда-то все это видел, читал, а потому незачем терять время на изучение.  Но узнавание почти всегда поверхностно. Материал, который кажется знакомым, нелишне повторить!

4.    Еще один психологический эффект запоминания - эффект края. Психологи указывают, что при прочтении любого текста лучше запоминаются его начало и конец. Поэтому при запоминании и повторении повышенное внимание надо уделить середине текста.

При этом все индивидуально. Для одного полезно читать вслух, ибо у него лучше развита слуховая память. Самое эффективное - репетиция ответа перед зеркалом. А тому, кто лучше запоминает не услышанное, а написанное, помогут... шпаргалки, написанные самостоятельно, а не скачанные из интернета.. Да, текст, коротко и емко изложенный на небольшом листке, хорошо запоминается. Надо только помнить, что польза шпаргалки распространяется до порога класса. За этим порогом начинается вред: во-первых, все ваши мысли будут направлены не на вспоминание и осмысление экзаменационного материала, а на то, как достать шпаргалку! То есть вы теряете и время, и внимание, и сосредоточенность на главном. Во-вторых, в лучшем случае придется краснеть от стыда, а если учитель не столь мягкосердечен, то возможны и худшие варианты...

Идя на экзамен, важно (!) сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о госпитале. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех.

Навыки запоминания.

  1. Ключевые фразы и идеи заносим на бумагу. Не выписывайте целые предложения или абзацы.
  2. Вводные предложения. Задерживаем на них свое внимание в каждом абзаце. Особенно если абзацы большие.
  3. Авторские выводы. Вдумчиво ознакомьтесь с ними.
  4. Сигнальные фразы типа подводя итоги, таким образом, суть вопроса состоит. Не пропустите их. Они говорят о важном.
  5. Схемы. После прочтения проверьте, что запомнили и отразите свои мысли в виде схемы.

Запоминание напрямую зависит от понимания. Что хорошо понятно, то лучше и быстрее запоминается.

Не забываем о самопроверке!

  1. Анализ экзаменационных работ показывает, что ошибка, сделанная в самом начале выполнения задания, влечет за собой другие, что приводит к неверному итоговому результату. Будьте внимательны!
  2. Экзаменационные работы сдаются без проверки, поэтому в них содержится немало ошибок, которые можно было бы устранить самостоятельно. Не спешите!

Подведем итоги

  • Волнение перед экзаменами – это нормально. Знаем это и действуем по принципу: «Делай, что должно (готовься!), и будь что будет!»
  • Готовимся эффективно: выделяем главное, группируем, опираемся на схемы и ключевые слова. Стараемся понять: я знаю то, что понимаю!
  • Знаем приемы запоминания.
  • Чувствуем себя уверенно! Это половина победы.

 

Вход на сайт
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
uCoz